cha_ru (cha_ru) wrote,
cha_ru
cha_ru

Истинно научный креационизм.

Представим, что нам надоело спорить с назойливыми креационистами и мы согласились с т.н. «теорией разумного замысла» (или «разумного творения» - Intelligent Design, ID).
Если уж мы соглашаемся с какой-то теорией, то нам, конечно, следует ее последовательно сформулировать – иначе грош нам цена, как носителям разумного мировоззрения.
Главный постулат «теории разумного замысла» выглядит так: Вселенная, галактики, звездные системы, планеты и жизнь на некоторых из них (в частности – разумная жизнь) – все это следствия реализации Великого Проекта Творения, разработанного Творцом.


1. Феноменология Творца.

Первое, что следует из главного постулата - это необходимость отбросить любые представления о Творце, как о чем-то (ком-то) сверхъестественном. Это раньше (когда мы не соглашались с креационистами) можно было индифферентно наблюдать, как адепты разных религий рассказывают о его свойствах на основании каких-то сомнительных мифов и фантазий. Теперь, когда мы признали Творца необходимой частью объективной реальности, такие вольности надо пресекать в корне. Все мистические и религиозные учения о Творце должны быть признаны лженаучными (точно так же, как лженаучным должно быть признано любое представление о физических полях или телах, о химических веществах, или о живых организмах, высказанное без корректного экспериментального обоснования и без разработанной теоретической базы).
А как же иначе? Если Творец – это (согласно принятому нами постулату) объективная и важная часть научной картины мира, то и изучать Творца следует научными методами.

Сначала надо дать феноменологическое описание Творца – это первая необходимая часть научного анализа.
Исходя из главного постулата, следует рассматривать Творца, как естественную движущую силу процессов, порождающих что-то новое, не способное возникнуть под действием известных физических, химических, биологических и математических законов.


2. Феноменология творения.

Теперь можно перейти от феноменологии самого Творца к феноменологии его деятельности, т.е. описать процессы, в которых проявляется Творец.
Это – вторая необходимая часть научного анализа.
Будем исходить из той информации, которая неявно содержится в главном постулате Intelligent Design и образует 2 его следствия:
1-е следствие главного постулата: Творец планомерно создает три типа объектов:
Вселенные, пригодные для обитания, собственно обитателей (живые организмы) и
особый вид обитателей (разумные существа).
2-е следствие главного постулата: Творец создает вселенные, обладающие свойствами:
Динамичности и автономной устойчивости (т.е. способностью в течение некоторого времени развиваться без саморазрушения).

Основная деятельность Творца – проектирование и сотворение вселенных.
Можно представить себе и одноразового Творца, который создает всего одну вселенную (разумная бомба, производящая «большой взрыв», как интеллектуальное оружие, которое само находит цель и поражает ее) но это – частный случай.
В любом случае, чтобы сотворить вселенную, Творец должен выполнить три операции:
Первая – создать проект планируемой вселенной.
Вторая - создать субстрат, на котором можно реализовать этот проект.
Третья – в соответствии с проектом построить вселенную на созданном субстрате.
Можно представить себе аналитически-точного Творца, который создает безошибочный идеальный проект вселенной, не требующий доработки, или же итеративного Творца, который создает вселенную по эскизному проекту, а затем занимается подстройкой ее параметров (как это делаем мы при создании сложных технических устройств).
В последнем случае появляется еще одна операция:
Четвертая – подстройка параметров вселенной на начальном этапе эксплуатации.

Сотворение живых организмов (т.е. компактных физико-химических гомеостатов, способных к приблизительному самовоспроизведению) является, как нетрудно заметить, частной подзадачей проекта. Сотворить живой организм Творец может, просто задав определенным образом вероятности некоторых процессов в создаваемой вселенной (или отрегулировав их в ходе эксплуатации). Случайное возникновение любой живой системы в подходящих для нее условиях имеет ненулевую вероятность, так что для получения живых систем, нет необходимости конструировать их «от болтов и гаек», как это делаем мы с нашими машинами. Достаточно спроектировать (отрегулировать) динамику вселенной так, чтобы какие-то процессы были более вероятными, а какие-то – менее, и запланированный набор живых систем образуется «сам собой», в силу проектных свойств.

Сотворение разумных существ - это не более, чем частный случай сотворения живых организмов. Действительно, разумные существа отличаются от прочих живых организмов только более высоким уровнем гомеостаза (дополнительными способностями к целенаправленному регулированию своего состояния и состояния окружающей среды в ближайших окрестностях).


3. Моделирование Творца и его приложения.

Теперь, когда мы выяснили, что представляет собой Творец и что он делает, следуя научной методологии, надо выяснить, как и почему он это делает, т.е. построить содержательную модель Творца.

На этом этапе нам придется обратиться к дискретной математике, кибернетике и абстрактной алгебре. Из самых общих математических соображений ясно, что модель Творца должна строится в терминах теории абстрактных автоматов.

Абстрактный автомат (abstract automaton) – это математическая модель виртуальной машины, выполняющей целенаправленные действия. Абстрактный автомат в общем случае обладает способностью получать входные сигналы и совершать действия, направленные на изменение внешней среды и на изменение своего внутреннего состояния.
В самом общем виде математическая модель абстрактного автомата задается:
(1) Тремя множествами – множеством возможных сигналов на входе, множеством возможных внутренних состояний, и множеством производимых действий на выходе (эти действия называются обычно «выходными сигналами»).
(2) Двумя функциями – функцией переходов (определяющей изменения внутреннего состояния автомата) и функцией выходов (определяющей совершаемые им действия).
Говоря проще:
Внутреннее состояние автомата и его действия зависят от его предыдущих внутренних состояний и от полученных сигналов на входе.

Представляя Творца в форме абстрактного автомата, мы определяем подход к решению двух практически важных научных задач:
1. Задача анализа - описать Творца по неполным данным о его функционировании и установить его свойства. Прикладное значение 1-й задачи состоит в прогнозировании деятельности Творца, а возможно – и в ограниченном управлении его действиями (что может найти применение в метеорологии, медицине, сельском хозяйстве и космонавтике).
2. Задача синтеза – построить модель абстрактного автомата с теми же свойствами, что и у Творца. Прикладное значение 2-й задачи состоит в построении технических устройств, действующих по тому же принципу, что и Творец (что может найти широкое применение в программировании и системах автоматизации проектных работ, в биотехнологии и генной инженерии, а также в промышленном и жилищном строительстве).


4. Введение в задачу анализа Творца.

В начале следует определить, к какому классу абстрактных автоматов относится Творец.
Здесь возможны несколько равноправных гипотез.

Гипотеза 1: Уединенный автомат (stand-alone automaton). В этой гипотезе Творец работает абсолютно независимо от входных сигналов. С содержательной точки зрения это означает, что Творец создает вселенную, но никак не реагирует на происходящие в ней события, а если и вмешивается в развитие вселенной, то без всякой связи с тем, что в этой вселенной происходит. Если Творец не вмешивается вовсе, то он совершенно бесполезен (и безвреден) для обитателей вселенной. Если же Творец вмешивается определенным или случайным образом с некоторой периодичностью или апериодически, то характер и периодичность таких вмешательств заслуживает тщательного изучения. Например, при наличии достаточно регулярных однородных вмешательств Творца, они могут быть использованы для получения электроэнергии (подобно тому, как используется энергия регулярных приливов и отливов). Вопрос об использовании неоднородных и нерегулярных вмешательств Творца, а также техника вероятностного прогнозирования и ликвидации последствий таких вмешательств, является более сложным и выходит за рамки данной обзорной работы. Отметим лишь, что Творец «гипотезы 1», из-за отсутствия обратной связи, является неуправляемым природным явлением, активность которого совершенно не зависит от каких-либо наших действий. Мы можем лишь с той или иной эффективностью контролировать развитие последствий активности Творца из этой гипотезы.

Гипотеза 2: Асинхронный автомат (asynchronus automaton). В этой гипотезе Творец обладает обратной связью с созданной им вселенной и, после получения сигнала о каких-либо событиях в ней, реагирует определенным образом (например, производит ту или иную подстройку параметров вселенной, меняет значения физических констант, и т.п.). Такой Творец легко поддается исследованию и очень удобен в использовании. Обитатели вселенной, экспериментально изучив реакции такого Творца, могут в широких пределах и с минимальными затратами ресурсов менять характеристики своей вселенной в нужную им сторону путем непосредственного воздействия на Творца. Творца «гипотезы 2» можно назвать идеально управляемым.

Гипотеза 3: Вероятностный (стохастический) автомат (probabilistic (stochastic) automaton). Эта гипотеза отличается от предыдущей наличием в реакции Творца некоторого элемента случайности. В этом случае обратная связь Творца с вселенной также существует и может использоваться, но, в отличие от «гипотезы 2», она имеет статистическую природу. Обитатели вселенной могут исследовать распределение вероятности реакций Творца на различные сигналы и управлять им с учетом дисперсии реакций. Принципы оптимального управления автоматами такого типа, как Творец «гипотезы 3» достаточно хорошо описаны в теории игр и проверены на практике. Таким образом, для обитателей вселенной, наличие случайных факторов в поведении Творца (или, выражаясь языком философии, наличие у Творца некоторой свободы воли) не является принципиальным препятствием на пути управления своим Творцом в собственных интересах.

Наиболее сложным является вопрос о стратегии экспериментального исследования Творца, и прежде всего - проблема отделения активности Творца от активности других объектов. Так, например, изменение космологических констант или неравномерности в расширении вселенной могут вызываться как постфактическими действиями Творца, так и действием законов, которые установлены Творцом на дату создания вселенной.
Сами же постфактические действия Творца могут быть строго спонтанными (как в «гипотезе 1»), строго детерминированными (как в «гипотезе 2») или смешанными (как в «гипотезе 3»). Таким образом, с точки зрения экспериментального естествознания, за рабочую гипотезу лучше всего принимать «гипотезу 3», как наиболее общую.
Исходя из этой гипотезы, имеет смысл с особым вниманием относиться к любым данным, которые получены в корректном эксперименте и при этом существенно отклоняются от прогнозов, сделанных на основании большого объема аналогичных экспериментов. В этом случае следует, видимо, исследовать корреляции таких отклонений с любыми, даже совершенно посторонними событиями, предшествовавшими получению таких аномальных данных. К сожалению, на данный момент нам не известны работы по систематизации подобных данных и по их статистической обработке.

Здесь возникает определенная методологическая проблема: как определить, имеем мы в этом случае дело с активностью Творца, или же с проявлением нового, неизвестного нам закона природы. С точки зрения естествознания, разница между Творцом и другими фундаментальными законами природы определятся после того, как физика сможет разделить те законы, которые приводят к возникновению вселенной и те законы, которые действуют только тогда, когда вселенная уже возникла. Методы такого разделения уже в некоторой степени приближаются к проблемам синтеза Творца, рассматриваемым в следующем разделе.


5. Введение в задачу синтеза Творца.

Как уже отмечалось в главе 2, чтобы сотворить вселенную, Творец должен выполнить три операции:
Первая – создать проект планируемой вселенной.
Вторая - создать субстрат, на котором можно реализовать этот проект.
Третья – в соответствии с проектом построить вселенную на созданном субстрате
Нетрудно заметить, что именно так действуют люди при создании «виртуальных миров», «виртуальных реальностей» и любых достаточно сложных компьютерных игр. Разрабатывается проект виртуальной реальности (вселенной), создается программно-аппаратный комплекс для реализации проекта, а затем происходит запуск программы и ее отладка. Коллектив программистов и техников в этом случае выступает в роли Творца.
Задача синтеза Творца предполагает другой уровень этой деятельности – а именно, создание программно-аппаратного комплекса, делающего то же самое .что делает в описанном выше случае коллектив программистов и техников.
Можно сказать, что задача синтеза Творца сводится в первом приближении к задаче автоматизации программирования виртуальной реальности. Первой ступенью в решении этой задачи является построение такого программного продукта, который без наперед заданных условий, самостоятельно создает виртуальные (игровые) реальности.
Отчасти по такому принципу работают интеллектуальные программы, создающие математические абстракции, но на данном этапе мы не имеем исчерпывающей теории построения программ такого рода. Здесь задача проектирования виртуальной реальности соединяется с задачей т.н. компьютерного творчества (computer creativity).
Можно сказать, что теория синтеза Творцов должна развиваться на перекрестке двух названных областей информатики (computer science).


6. Гуманитарное значение истинно научного креационизма.

Наряду с техническими и познавательными перспективами истинно научного креационизма, следует отметить и его значение для развития гуманитарной сферы. Только истинно научный креационизм может вытеснить из гуманитарных дисциплин архаичные и вредные для общественного сознания лжекреационистские псевдотеории.
Многие поколения людей получали под видом креационизма абсурдную смесь из древних мифов примитивных народов и теологических упражнений священников различных церквей. Псевдонаучный лжекреационизм строился не на опыте и научных методах познания, а на спекуляциях вокруг «классической культуры», «духовных ценностей» и «общечеловеческой морали» - т.е. на глубоко антинаучных измышлениях философии субъективного идеализма. Часто доходило до того, что Творец отождествлялся с различными богами, духами и прочими вымышленными персонажами иррациональных верований, и Творцу приписывалось изречение разнообразных «нравственных законов» или «заповедей», не имеющих никакого отношения к объективной реальности. Творцу, природному явлению, придавались человеческие характеристики, как то ревность, гнев, глупость, сексуальные расстройства и маниакальное властолюбие. Невежественные гуманитарии, помешанные на слове «закон» смешивали в одну кучу юридические законы, законы художественного творчества и законы природы.
Как уже было показано выше, весь этот бред не имеет ни малейшего отношения к истинно научному, материалистическому креационизму и к объективным представлениям о Творце, соответствующим современному уровню развития науки, техники и истинно гуманистической рациональной культуры.
Научному материалистическому креационизму предстоит сыграть важную роль в реформе морали, образования и художественного творчества, веками находившихся во тьме лжекреационистского невежества.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 29 comments